Адрес: 620014. Екатеринбург, Вайнера 66

Тел.: +7 (343) 346-92-41 (Администратор)

Почта: cddp@rambler.ru

Остановка общественного транспорта: "Цирк"; станция метро "Геологическая"

Центр Развития

Глубинной Психологии 

©  2009-2019 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Цели курса

  • сформировать  представление о спонтанных и управляемых процессах воображения в рамках психического функционирования; 

  • познакомится с теоретическими основами применения воображения.

  • научиться практическому использованию воображения в аналитической работе и самостоятельном применении.

Структура занятий

  • частота встреч 2 раза в месяц в течение года;

  • продолжительность одного занятия 3 академических часа.

  • каждое занятие  содержит небольшой блок теории и сопутствующую практику в формате практических упражнений, клинических виньеток и супервизий. 

  • по окончании курса выдаются сертификат.

Роман Кононов

главный специалист

+79043871678

konor66@gmail.com

Литература

  • Агенкова Е. и другие. Символдрама. Сборник статей под ред. Я. Обухова. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001.

  • Джонсон Р. Сны. Воображение. Внутренняя работа. М.: Независимая фирма Класс, 2010.

  • Джонсон Р. Сновидения и фантазии. Рефлбук, Ваклер, 1996.

  • Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. М.: Институт аналитической психологии, 2001.

  • Бараш М. Исцеляющие сновидения. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.

  • Миллер Дж. Трансцендентная функция. Исследование одного открытия Юнга. М.: Клуб Касталия, 2014.

  • Мосс Р. Три «всего лишь». Сон, совпадения, воображение. София, 2009.

  • К.Г. Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Под ред. Л. Хегая. Выпуск 1. М.: Добросвет, 1997.

  • К.Г. Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Под ред. Л. Хегая. Выпуск 2. М.: Добросвет, 1997.

  • Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб.: БСК, 1996.

  • Холл Дж. Юнгианская интерпретация сновидений. Руководство. М., Независимая фирма Класс, 2007.

  • Уоткинс М. Движение в воображаемом пространстве./http://www.maap.ru/library/book/167

  • Юнг К.Г. Тавистокские лекции. Киев: Синто, 1995.

  • Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев: Airland, 1994.

  • Юнг К.Г. Практика психотерапии. Мн., Харвест, 2003

Программа курса

  • Роль воображения в динамике взаимодействия между сознания и бессознательным. Воображение и принцип компенсации. «Место» воображения или «метакса» – срединное пространство между сознанием и бессознательным. Метакса и символическое восприятие. Последствия утраты срединного пространства и способы его восстановления. 

 

  • Воображение как совместный процесс сознания и бессознательного. Искаженные формы воображения. На службе тревожного эго: защитное или изолированное воображение. Под властью бессознательного: психотический бред. Способы восстановления баланса в психической системе «сознание-бессознательное». Формы воображения (полный континуум): психотический бред – пассивные грезы – активное воображение – структурное воображение – защитное воображение. Роль воображения в ежесекундном созидании реальности.

 

  • Образ как спонтанная психическая репрезентация и «единица» воображения. Образ и психический комплекс. Психосоматическая природа образа. Тело как вместилище латентных образов. Образ в теле и тело в образе.

 

  • Образ как совокупность аффекта и репрезентации. Углубление образа или от образа к символу – обретение уникального смысла, разрешающего психический конфликт. Трансцендентная функция и способы ее пробуждения средствами воображения.

 

  • Вырождение образа или от образа к знаку – обретение буквализированного, упрощенного значения. Собственная жизнь образа. Политика эго по отношению к образам. Полный континуум эго-решений: идентификация и слияние – отношение и проживание – противостояние и антитеза – запрет и игнорирование.

 

  • Фактор силы и слабости эго в работе с воображением. Виды сопротивления работе с воображением: обесценивание, рационализация, буквализация, упреждающее толкование, аффективное отстранение.

  • Оптимальные условия для работы с воображением. Калибровка сознания для работы с воображением. Установление связи между ощущением и образом. Способы децентрации эго. Роль человеческих отношений в работе с воображением.

 

  • Самостоятельная работа с воображением: особенности и ограничения. Ритуалы входа и выхода в воображение. Техника безопасности.

  • Континуум техник (по мере усиления роли эго): с опорой на собственную жизнь образа (Активное воображения К.Г. Юнга и особенно Архетипическая психология Дж. Хиллмана) – на основе предустановленных типических ситуаций (Символодрама или Направленное аффективное воображение Ханскарла Лейнера) – техники целенаправленного воздействия на образы (различного рода техники Осознанной Визуализации в НЛП).

 

  • Активное воображение К.Г. Юнга: особенности метода. Склонность психического персонифицировать себя и стремится к контакту с эго, аффективный отклик на образ, сохранение децентрированного, частично бодрствующего эго, диалог с образом, как полноценным Другим, важность фиксации (материализации) диалога. Оптимальная эго-установка для работы с активным воображением. Уважение к образу, «правовая» симметрия, открытость, отказ от манипулирования, готовность взаимодействовать с образом, учиться у него. Слушать, спрашивать, прояснять. Цикличность обращения к ключевым образам. Стадии процесса. Рекомендации К.Г. Юнга и М.-Л. Фон Франц.

  • Место активного воображения в психотерапевтической работе. Показания к применению метода по К.Г. Юнгу (переполненность фантазиями, ощущение стороннего влияния, избыток или недостаток сновидений, зацикленность на одной теме, нарушение адаптации). Ограничения и пределы применимости метода. Влияние использования воображения на пространство переноса-контрпереноса. Концепция "интерперсонального поля" Натана Шварц-Саланта. "Визинг" или "сумеречное восприятие". 

 

  • Психотерапия, центрированная на воображении. Сновидение и активное воображение. Подходы к толкованию образов: с опорой на символические системы, психологические модели или «самотолкование» образа.

 

  • Использование  воображения для работы с тревогами, аффектом, психосоматическими симптомами.