Адрес: 620014. Екатеринбург, Вайнера 66

Тел.: +7 (343) 346-92-41 (Администратор)

Почта: cddp@rambler.ru

Остановка общественного транспорта: "Цирк"; станция метро "Геологическая"

Центр Развития

Глубинной Психологии 

©  2009-2019 

О ЛОГОТИПЕ

Исследуя алхимическое духовное наследие, К.Г. Юнг использовал его символы и образные ряды для описания глубинного психологического процесса, подспудно протекающего как в психике человека, так и в пространстве отношений. Для нас, как юнгианцев, «алхимическая метафора» сохраняет живую связь с душевными процессами, являясь для них сложным архетипическим «зеркалом». Стержневую идею алхимии - opus (Великое делание) можно уверенно сопоставить с аналитическим процессом. Целью opus является получение философского камня, который, с психологической точки зрения, есть не что иное, как Самость - труднодостижимый идеал цельности человеческого существования. Проживая стадии opus в аналитическом кабинете, человек переживает глубокий трансформационный процесс созидания собственной души.
Возможно, не существует более емкой метафоры, чем алхимия, для передачи ключевых идей и позиций глубинной психологии. Поэтому, вполне естественно, что логотип профильного Центра создан на ее основе.

Алхимические метафоры, 
воплощенные в логотипе Центра

Наш логотип состоит из трех основных элементов: «герметичной реторты», «алхимического солнца» и «цветового "спектра" opus». Давайте рассмотрим их сочетание более подробно...

Алхимическая реторта
Герметичный, изолированный от внешних влияний сосуд, в котором происходит алхимическое превращение элементов. С психологической точки зрения, пространство в котором осуществляется глубокая личностная трансформация - смена установки по отношению к миру и себе. Сосуд должен быть крепким, чтобы выдерживать психологическое напряжение, обязательно сопровождающее трансформационный процесс. Это одно из основных условий продуктивной трансформации. «Vas bene clausurn (хорошо запечатанный сосуд) - это мера предосторожности, о которой часто упоминают алхимики, - эквивалент магического круга. В обоих случаях идея эта призвана защищать то, что внутри, от смешения и взаимодействия с тем, что снаружи, а также предотвращать утечку Imaginatio [подлинной силы воображения] (К.Г. Юнг «Символизм сновидения и его связь с алхимией»). Герметичная реторта - это образ аналитических отношений, способных выдерживать и перерабатывать аффективный хаос человеческих страданий в новое, созидательное видение и конструктивную психосоматическую целостность.
«И во время углубленного анализа наступает такой момент, когда аналитик и пациент осознают, что они разделяют тайну, которую уже не смогут сообщить другим, что служит основой их общения и являются уникальным в их взаимоотношениях» (М.Л.  фон Франц "Алхимия").

Солнце
Это один из основных образов в  алхимии. Все протекающие в реторте процессы, так или иначе, завязаны на образ Солнца. Встраивая его в наш логотип, мы, прежде всего, имеем в виду два его базовых значения.

Солнце как психическая энергия
С психологической точки зрения, психическая энергия - это главная движущая сила душевного процесса - «в алхимии Солнце - это не столько определенная химическая субстанция, сколько «virtus», таинственная сила, которой приписывали воспроизводящее и трансформирующее действие. Точно так же, как физическое солнце освещает и согревает вселенную, так и в человеческом теле, в сердце, содержится напоминающая солнце таинственная субстанция, из которой струятся жизнь и тепло» (К.Г. Юнг «Mysterium Coniunctionis»).

Психическая энергия, как преобразующая сила, имеет источник и цель. В этом смысле алхимическое Солнце предстает в двойственном обличии: и как prima materia (исходное вещество, источник), и как философское золото (результат, цель процесса). См.: К.Г. Юнг «Mysterium Coniunctionis» и «Психическая природа Великого делания».

Солнце как сознание (Эго)

Психическая энергия нуждается в субъекте, т.е. в том, через кого она будет «течь»; в том, кто будет «проживать» ее, придавая ей форму своим существованием. На эту роль подходит только человеческое сознание, без которого вся потенциальность бессознательного остается нереализованной. Поэтому в алхимии «сияющая масса солнца есть Эго и его поле сознания...Принимая во внимание главную роль, которую Эго играет в выведении реальности на свет, мы можем понять, почему эта бесконечно  малая точка во вселенной была персонифицирована, как Солнце, со всеми соответствующими этому образу атрибутами» (К.Г. Юнг «Mysterium Coniunctionis»).

 

Цветовой спектр "opus"

Первоначально в алхимическом процессе выделяли четыре стадии: nigredo, albedo, citrinitas, rubedo. Им соответствуют четыре цвета, в которые раскрашено Солнце на логотипе: черный, белый, желтый, красный. «В пятнадцатом или шестнадцатом столетии, количество цветов сократилось до трех, и citrinitas вышел из употребления» в лучшем случае став образом перехода от albedo к rubedo.  (К.Г. Юнг "Психология и алхимия"). Поэтому и на логотипе он лишен буквенного воплощения и представлен только цветом.
Три «королевских цвета» алхимии (черный, белый, красный) - это, с одной стороны, три основные стадии, которые проживает Эго в трансформационном процессе (три стадии opus), с другой - три состояния сознания, обуславливающих специфическое видение себя и мира.

Нигредо
Это мрачный мир распада, гниения и смерти. Пребывание в nigredo ощущается как бессмысленное и бесконечное страдание, порождающее неизбывную тоску и ужас. Человек, как правило, ощущает себя изолированным и одиноким, потому что не может ни с кем поделиться своим состоянием из-за непереносимости последнего для окружающих. До известной степени это правда - состояния nigredo очень тяжелы в переживании и для их ассимиляции от партнера требуются определенные навыки и соблюдение некоторых условий, которые и дают аналитические отношения. Продуктивное переживание nigredo возможно при творческом разрешении парадокса: сочетания душевной изоляции и эмпатического присутствия Другого.
Как бы ни было тяжело в nigredo, оно остается обязательной фазой трансформационного процесса. Этого опыта нельзя избежать. Как бы ни старалось сознание закрыть себя от контакта с этим миром, он будет пробиваться и заявлять о себе все более громко и разрушительно. Распад старого в любом случае должен быть завершен.
В аналитическом процессе nigredo (как душевное страдание) может служить отправной точкой для работы, а может заявить о себе позднее, когда на поверхность выходит давняя затаенная и неразрешенная боль.

 

Альбедо
Альбедо или "побеление» вещества в реторте указывает на окончание nigredo. Вещество очищается от продуктов распада. На чувственном уровне это переживается как сильное облегчение, переходящее в мечтательную расслабленность. Этот переход иногда происходит постепенно, а иногда ощущается как внезапная смена состояния (боль была - и вот ее нет!). Человек вдруг понимает, что оно (nigredo) закончилось! На этот стадии душа продолжает заращивать раны и набираться сил. Выражено присутствие феминной составляющей психической энергии, поэтому сновидения и фантазии содержат много спокойной воды, странных, загадочных животных и лунного света. Задумчивому и рассеянному сознанию доступно целое, но лишь в восприятии - на активное воплощение Самости во внешнем мире нет ни сил, ни желания. Albedo - период пассивного ожидания, когда у человека только начинают формироваться новые ценности и ориентиры. На этой стадии клиент впервые понимает, что в ситуации с его исцелением что-то качественным образом изменилось. Важнейшей задачей этой стадии является терпеливое вынашивание, «доращивание» нового, пока оно само не станет на ноги.

Рубедо

Вещество в реторте сначала желтеет, а потом краснеет. Раны затянулись, внутренние связи укрепились, а психика наполнена энергией, в которой теперь доминирует маскулинная составляющая. Эго приобретает силу и устойчивость, которые дают человеку ощущение возросшей реализационной власти, как над внутренними процессами (самоконтроль, уверенность, моторная ловкость и прочее), так и над внешними событиями и объектами (человек ощущает свою привлекательность для других, свое право быть в мире отношений, «удерживать хорошее» и прочее). Rubedo - мир здравого смысла, энергии, напора - силы и власти сознания. Теперь, когда его Эго сильно, клиент может приступить к интеграции душевных противоположностей, устраняя внутренние конфликты, с которыми прежде он не смог справится. Вот что пишет об этом Юнг: «В rubedo происходит брак рыжего мужчины и бледнолицей женщины [персонификации конфликтующих противоположностей]. Противоположности не только отталкиваются, но и стремятся друг к другу, поскольку бесконечная вражда несовместима с жизнью и не может продолжаться вечно».
Несмотря на общие положительные коннотации, rubedo - сложная стадия в трансформационном процессе, прежде всего из-за избытка маскулинно окрашенной психической энергии, которой еще нужно суметь правильно распорядиться. Например, набрав силы, человек может направить ее не на работу по внутренней интеграции, а на возобновление старых внешних конфликтов, надеясь получить нарциссический реванш (вечный сюжет для китайских боевиков). Эта дорога «отыгрывания» ведет к истощению и повторному распаду - процесс возвращается в nigredo. 
Таким образом, все три алхимических мира несут свои опасности и обладают своими ресурсами. Глубинному психологу важно понимать закономерности психической динамики и ее воплощения в сновидениях и фантазиях своего клиента. Знакомство с алхимическим символизмом позволяет специалисту решать эту задачу нетривиально и продуктивно.    

Все три метафоры, включенные в логотип, составляют смысловое целое, которое можно передать примерно следующим образом: «ясно осознаваемый процесс психической трансформации, протекающий в оптимальных условиях».